Приколы с миссиями связи...
После Потсдамского соглашения 1945 г. о разделе Германии на 4 зоны, в каждой из таких зон располагались так называемые «миссии связи». А попросту – военные разведчики.
На территории ГДР, представительства «миссий связи» США, Великобритании и Франции располагались у нас в Потсдаме. Американцы находились в пригороде, а англичане и французы в центре города, в небольших особняках возле нашей военной радиостанции «Волга».
Американцы и англичане во время встречи с советскими офицерами (даже сидя в машинах) всегда отдавали честь и вели себя приветливо и нормально. Ездили они на машинах (вместо автомобильных номеров – флаги их стран) и всегда с кино- и фотоаппаратурой – снимали и фотографировали, как офицерский состав, так и технику с вооружением. Лично меня, американцы фотографировали два раза, - естественно то, что я видел.
Первый раз: когда я шёл по тротуару на работу, - идущая мне навстречу американская легковая машина плавно остановилась, и через открытое заднее стекло, сидевший там офицер-разведчик, спокойно отснял меня несколько раз фотоаппаратом, и помахал мне рукой.
Второй раз: я выхожу с КПП бригады на улицу, одновременно, через ворота КПП выезжает начальник ракетных войск и артиллерии Германии генерал-лейтенант Комаров. Машина его приостановилась возле меня, открывается дверца, и генерал спрашивает меня: «Что за «Волга» поехала к штабу дивизии?»
В этот момент, на дороге перед КПП останавливается американский джип с открытым верхом, и один из американцев, фотоаппаратом делает несколько снимков. Далее все громко смеются, машут нам руками и уезжают.
Летали они ещё и на маленьких самолётах (типа маленького «кукурузника»). И поэтому все передвижения наших войск, были у них на виду.
Как правило, в понедельник во время бригадного развода на занятия, этот самолётик «висел» над строевым плацем, и наблюдал за нами – кому какое воинское звание присваивали и т.д. Опознавательные знаки его были английские. Дело в том, что бригада наша стояла на берегу Хафель канала, а за ним территория Западного Берлина с английской зоной ответственности. И затем, «вместе» с личным составом бригады, убывавшим на занятия, летит в парк техники и вооружения.
Кстати, позже выяснилось, что с телевышки, находившейся на территории Западного Берлина, на расстоянии всего 1,5 км от нас по ту сторону Хафель-канала, англичане с помощью лазерной техники, вели «съём» информации с оконных стёкол нашего штаба, в т.ч. и с окон кабинетов комбрига и начальника штаба.
А вот французы были полной противоположностью – никогда не здоровались, и вели себя надменно по отношению к нам. И на их здании, в отличие от американцев и англичан, не висел наш советский флаг.
Потом, во время бесед с «некоторыми товарищами» нам объяснили, что во Франции очень сильно развит антикоммунизм и антисоветизм. И данная политика была государственной. Вот «лягушатники»! А простой народ-то в Союзе, готов был в то время «целоваться» с французами. Вот это номер!
И наоборот, самая миролюбивая западная держава Европы, оказалась ФРГ, - после второй мировой войны, немцы оказались самыми умными.
Два раза в год, добирались мы из Потсдама на боевые стрельбы на Магдебургский полигон следующим образом. Из парка своим ходом (на гусеницах), в сопровождении немецкой дорожной полиции, по центру асфальтированной дороги Потсдам – Фалькензее километров семь-восемь до железнодорожной станции Зацкорн. Погрузка на платформы и по железной дороге - до станции Ефениц на краю полигона. И затем своим ходом марш до лагеря.
По асфальту, необходимо было ехать строго по центру дороги, так как, в противном случае правая гусеница самоходок «рвала» обочину асфальта. И такое случилось один раз со мной, после того, как начальник штаба бригады майор Ткаченко, вечером приказал вывести мою батарею той же ночью в Крампницкий учебный центр (10 км от Потсдама).
Я приказ выполнил в срок, а немцы (дорожная полиция), уже через пару часов были у комбрига, со счётом на 120 тысяч немецких марок за повреждённую дорогу. Комбриг мне слова не сказал, - я ведь выполнял приказ. А у майора Ткаченко – волосы на голове «дыбом» встали, когда узнал о сумме ущерба. Что было дальше – не знаю.
И вот наступил день (вернее ночь) выезда на полигон. Часов в пять утра, колонна самоходок бригады, с сопровождением немецкой полиции, уже двигалась к Зацкорну. По радио мне передали, что в нашей колонне едут английские разведчики. И действительно, они «шныряли» на своих легковых машинах военной окраски, взад-вперёд вдоль колонны, и снимая всё на камеру.
Перед станцией они «пропали». И хотя мы вертели вокруг головами, - так их и не увидели (на то они и разведчики). Наш дивизион в полном составе, минут за сорок зашёл на платформы, и закрепился (самоходки крепились на платформах не проволокой, а с помощью так называемых «шпор» устанавливаемых под гусеницы). И где-то ещё минут через пятьдесят наш эшелон тронулся.
Бойцы залезли в теплушке на нары, а мы, офицеры, стояли в дверном проёме, облокотившись на деревянный брусок. Старшина что-то «мудрил» с завтраком, а мы, в его ожидании, курили и разглядывали проплывавшие мимо деревенские пейзажи.
И вдруг… Всё увиденное далее, - было как в замедленной съёмке. Эшелон ещё не набрал скорости после станции и проезжал под широкой автострадой. Здесь же, под мостом, стояла легковая машина английской разведки (наши «старые знакомые»), а рядом на треноге - кинокамера, снимающая наш транспорт с вооружением, и трое англичан в форменной одежде, радостно машущие нам руками.
Вдруг, с противоположной стороны моста, по направлению к ним, выруливает УАЗ-469 немецкой военной полиции (а скорее всего разведки). Англичане, заученными движениями, и не теряя времени на выключение камеры, закидывают её в машину, ещё быстрее сами туда прыгают (теперь их уже никто не тронет – машина это уже территория Великобритании), и мимо машины немцев уносятся прочь. Мы аж рты пораскрывали. Вот это кино!
Мы оживлённо начинаем обсуждать нами увиденное, смотрим, - а англичане уже едут параллельно нам, по автомобильной дороге вперёд.
Через пять-десять минут, в чистом поле, на нерегулируемом переезде – стоят опять «наши» англичане и снова машут нам руками. И естественно, с работающей камерой.
|